НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

ОЦЕНКА РАСПРОСТРАНЁННОСТИ НАРКОТИЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ Г. ХАРЬКОВА

А. А. Сердюк

* Публикуется по изданию:
Сердюк А. А. Оценка распространённости наркотической субкультуры среди молодёжи г. Харькова // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства: Збірник наукових праць. — Харків: Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2005. — С. 656–658.

Многие современные исследователи отмечают негативное значение субкультуры потребления наркотических веществ для общества, выражающееся в вовлечении в потребление аддиктивных веществ посредством прямого контакта с этой субкультурой. Подобная субкультура интегрирует в себе опыт их потребления, особую систему взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, специфическую практику распространения и пропаганды своих взглядов и ценностей, включает свой фольклор, технологии вовлечения новых лиц в потребление аддиктивных веществ, систему защиты своих взглядов и убеждений от критики. Также в наркотическую субкультуру вписывается систематический поиск новых аддиктивных веществ с помощью огромного по своим масштабам, непроизвольного и направленного, вплоть до научно обоснованного, экспериментирования с новыми веществами, а также система их сбыта.

Данное исследование осуществлено в рамках проводимого кафедрами общей и прикладной социологии Национального университета внутренних дел мониторинга распространения наркотиков среди молодёжи г. Харькова. В Харькове социологические измерения по данной методике осуществлялись в 1995, 1997, 1999, 2001 и 2004 гг. [1, 2]. В 2004 г. были введены показатели, отражающие распространение наркотической субкультуры среди молодёжи и проведён сплошной опрос студентов одного из ВУЗов г. Харькова.

Молодёжь неоднозначно оценивает роль молодёжной культуры в распространении наркотической субкультуры (см. табл. 1), однако, в целом, всё же склоняется к положительной оценке её роли в этом процессе. Примечателен тот факт, что всего лишь 15,66% респондентов однозначно считают, что молодёжная субкультура никак не связана с наркотиками и их употреблением.

Таблица 1

Процентное распределение ответов на вопрос «включает ли, по Вашему мнению, молодёжная «клубная» культура употребление и распространение наркотиков?» (% к ответившим)

Да Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет
14,86 34,14 26,91 8,43 15,66

Одной из важных составляющих наркокультуры является корпоративный жаргон потребителей наркотиков, а владение им прямо указывает на степень «погружённости» в наркокультуру. Так, на вопрос «в какой степени Вы знакомы с «наркоманским» жаргоном?» 32,41% респондентов ответили «незнаком с ним совершенно», 49,01% — «знаю значение лишь некоторых слов», 16,6% — «знаю жаргонные слова, но не пользуюсь ими в общении», и всего 1,98% — «знаю жаргонные слова, использую их в общении». Это свидетельствует о том, что большинство респондентов (две трети опрошенных) всё же знакомы с «наркоманским» жаргоном в той или иной степени, но не являются его носителями.

Поскольку молодёжное сознание особо остро реагирует на феномен моды, нами в анкету были включены вопросы, оценивающие моду на употребление тех или иных аддиктивных веществ (см. табл. 2). Как видно из таблицы, колебаний респонденты практически не испытывают и оценивают употребление наркотиков как «не модное», однако чем «легче» наркотик, тем больше процент оценивающих его употребление как «модное» или приближённое к этому, а также возрастает процент «колеблющихся» в своих оценках молодых людей. Мы можем быть уверены, что фактор «моды» не сработает, только если употребление будет оценено как однозначно немодное, в остальных случаях вероятность приобщения к относительно «модной» модели поведения остаётся довольно высокой.

Таблица 2

Процентное распределение ответов на вопрос «считаете ли Вы «модным» употребление различных аддиктивных веществ?» (% к ответившим)

Считаете ли Вы «модным»: Да Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет
Употребление наркотиков 0 3,16 5,93 8,7 82,21
Курение «травки» 0,79 3,16 7,91 7,91 80,24
Курение сигарет 2,37 7,11 8,3 20,16 62,06
Употребление спиртных напитков 1,19 7,51 15,42 26,48 49,41

Кроме собственно наркоманов, носителями аддиктивной субкультуры выступают и СМИ, литература, музыка, Интернет и др. Мы попытались дать обзорную картину воздействия различных носителей наркокультуры на респондентов (см. табл. 3). Хорошо видно, что наиболее частыми, по обращению к ним, источниками информации о наркотиках и других составляющих наркотической субкультуры являются «анекдоты про наркоманов» и «рассказы друзей о потреблении наркотиков». Это говорит о том, что неформальное общение выступает основным каналом распространения наркотической субкультуры. Далее следуют СМИ — «статьи про наркотики и наркоманов» и «телепередачи про наркотики и наркоманов», которые, по нашему мнению, также являются эффективным инструментом распространения не только антинаркотической информации, но и аддиктивной субкультуры. Музыкальная, а также кино- и видеоиндустрия являются достаточно частыми источниками распространения элементов наркотической субкультуры — «фильмы про наркотики и наркоманов» и «песни с упоминанием употребления наркотиков» содержат, помимо «наркоманского» жаргона, ещё и готовые паттерны зависимого поведения, причём зачастую в позитивном контексте. К специальной литературе про наркотики, художественной литературе про наркотики и наркоманов, а также к интернет-ресурсам о наркотиках молодёжь обращается, как показал опрос, редко.

Таблица 3

Процентное распределение ответов на вопрос «как часто Вы слушаете/смотрите/читаете?» (% к ответившим)

  Никогда Редко Часто Регулярно
Анекдоты про наркоманов 7,69 64,78 25,51 2,02
Фильмы про наркотики и наркоманов 18,26 68,05 12,03 1,66
Песни с упоминанием употребления наркотиков 33,89 54,81 10,88 0,42
Телепередачи про наркотики и наркоманов 18,52 62,55 17,28 1,65
Статьи про наркотики и наркоманов 25,0 56,67 18,33 0
Специальную литературу про наркотики 58,23 38,4 3,38 0
Художественную литературу про наркотики и их употребление 67,23 31,09 1,26 0,42
Интернет-ресурсы о наркотиках 80,25 18,49 1,26 0
Рассказы друзей о потреблении наркотиков 19,42 54,96 23,14 2,48

Таким образом, рассматривая распространение наркотической субкультуры среди молодёжи, можно отметить потенцирующее влияние молодёжной культуры на её распространение. Молодёжь в своем большинстве знакома с «наркоманским» жаргоном, но не является его носителем; оценивает употребление наркотиков как «не модное», однако чем «легче» наркотик, тем больше испытывает колебаний в своих оценках. Кроме того, мы выяснили, что неформальное общение выступает основным каналом распространения наркотической субкультуры, далее по частоте обращений следуют СМИ, музыкальная, а также кино- и видеоиндустрия.

Мы также изучили субъективное эмоциональное отношение к потребителям наркотиков, которое, по нашему мнению, качественно характеризует включённость в систему социальных связей с потребителями наркотиков.

Так, на вопрос «если Вы общаетесь с потребителями наркотиков, нравится ли Вам это?» большинство респондентов — 62,08% дали однозначно отрицательный ответ, 24,58% — «скорее не нравится, чем нравится», 9,58% дали нейтральные ответы, 3,33% — «скорее нравится, чем не нравится» и лишь 0,42% респондентов общение с наркоманами нравится. Причём параллельно следует учитывать, что 71,54% респондентов знакомы с людьми, употребляющими наркотики, а 52,57% попадали в ситуацию «употребления наркотиков». Подобная картина свидетельствует об эмоционально отрицательном отношении к потребителям наркотиков, ведь и предыдущие опросы показали, что харьковская молодёжь относится к потребителям наркотиков в основном отрицательно [1, с. 79]. Подобная картина, на наш взгляд, иллюстрирует некоторую амбивалентность распространения наркотической субкультуры — в целом декларируется принятие наркотической субкультуры как части молодёжной культуры на фоне субъективно негативного эмоционального отношения к самим наркоманам и проблеме наркотизма в целом. Эта ситуация, по нашему мнению, нуждается в дальнейшем углублённом изучении и будет детально рассмотрена по результатам общегородского мониторинга наркотической ситуации, проводимого в 2005 году.

Литература

  1. Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. — 432 с.
  2. Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты. Итоговые материалы международного проекта / Сост. И. П. Рущенко. — Харьков: Финарт, 2002. — 240 с.

Адрес для переписки:
aserdyuk@mail.ru


© «Новости украинской психиатрии», 2005
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211