НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ Более 1000 полнотекстовых научных публикаций |
Клиническая психиатрия • Наркология • Психофармакотерапия • Психотерапия • Сексология • Судебная психиатрия • Детская психиатрия • Медицинская психология |
* Публикуется по изданию:
Сердюк А. А. Оценка распространённости наркотической субкультуры среди
молодёжи г. Харькова // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу
сучасного суспільства: Збірник наукових праць. — Харків: Харківський
національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2005. — С. 656–658.
Многие современные исследователи отмечают негативное значение субкультуры потребления наркотических веществ для общества, выражающееся в вовлечении в потребление аддиктивных веществ посредством прямого контакта с этой субкультурой. Подобная субкультура интегрирует в себе опыт их потребления, особую систему взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, специфическую практику распространения и пропаганды своих взглядов и ценностей, включает свой фольклор, технологии вовлечения новых лиц в потребление аддиктивных веществ, систему защиты своих взглядов и убеждений от критики. Также в наркотическую субкультуру вписывается систематический поиск новых аддиктивных веществ с помощью огромного по своим масштабам, непроизвольного и направленного, вплоть до научно обоснованного, экспериментирования с новыми веществами, а также система их сбыта.
Данное исследование осуществлено в рамках проводимого кафедрами общей и прикладной социологии Национального университета внутренних дел мониторинга распространения наркотиков среди молодёжи г. Харькова. В Харькове социологические измерения по данной методике осуществлялись в 1995, 1997, 1999, 2001 и 2004 гг. [1, 2]. В 2004 г. были введены показатели, отражающие распространение наркотической субкультуры среди молодёжи и проведён сплошной опрос студентов одного из ВУЗов г. Харькова.
Молодёжь неоднозначно оценивает роль молодёжной культуры в распространении наркотической субкультуры (см. табл. 1), однако, в целом, всё же склоняется к положительной оценке её роли в этом процессе. Примечателен тот факт, что всего лишь 15,66% респондентов однозначно считают, что молодёжная субкультура никак не связана с наркотиками и их употреблением.
Таблица 1
Процентное распределение ответов на вопрос «включает ли, по Вашему мнению, молодёжная «клубная» культура употребление и распространение наркотиков?» (% к ответившим)
Да | Скорее да, чем нет | Затрудняюсь ответить | Скорее нет, чем да | Нет |
14,86 | 34,14 | 26,91 | 8,43 | 15,66 |
Одной из важных составляющих наркокультуры является корпоративный жаргон потребителей наркотиков, а владение им прямо указывает на степень «погружённости» в наркокультуру. Так, на вопрос «в какой степени Вы знакомы с «наркоманским» жаргоном?» 32,41% респондентов ответили «незнаком с ним совершенно», 49,01% — «знаю значение лишь некоторых слов», 16,6% — «знаю жаргонные слова, но не пользуюсь ими в общении», и всего 1,98% — «знаю жаргонные слова, использую их в общении». Это свидетельствует о том, что большинство респондентов (две трети опрошенных) всё же знакомы с «наркоманским» жаргоном в той или иной степени, но не являются его носителями.
Поскольку молодёжное сознание особо остро реагирует на феномен моды, нами в анкету были включены вопросы, оценивающие моду на употребление тех или иных аддиктивных веществ (см. табл. 2). Как видно из таблицы, колебаний респонденты практически не испытывают и оценивают употребление наркотиков как «не модное», однако чем «легче» наркотик, тем больше процент оценивающих его употребление как «модное» или приближённое к этому, а также возрастает процент «колеблющихся» в своих оценках молодых людей. Мы можем быть уверены, что фактор «моды» не сработает, только если употребление будет оценено как однозначно немодное, в остальных случаях вероятность приобщения к относительно «модной» модели поведения остаётся довольно высокой.
Таблица 2
Процентное распределение ответов на вопрос «считаете ли Вы «модным» употребление различных аддиктивных веществ?» (% к ответившим)
Считаете ли Вы «модным»: | Да | Скорее да, чем нет | Затрудняюсь ответить | Скорее нет, чем да | Нет |
Употребление наркотиков | 0 | 3,16 | 5,93 | 8,7 | 82,21 |
Курение «травки» | 0,79 | 3,16 | 7,91 | 7,91 | 80,24 |
Курение сигарет | 2,37 | 7,11 | 8,3 | 20,16 | 62,06 |
Употребление спиртных напитков | 1,19 | 7,51 | 15,42 | 26,48 | 49,41 |
Кроме собственно наркоманов, носителями аддиктивной субкультуры выступают и СМИ, литература, музыка, Интернет и др. Мы попытались дать обзорную картину воздействия различных носителей наркокультуры на респондентов (см. табл. 3). Хорошо видно, что наиболее частыми, по обращению к ним, источниками информации о наркотиках и других составляющих наркотической субкультуры являются «анекдоты про наркоманов» и «рассказы друзей о потреблении наркотиков». Это говорит о том, что неформальное общение выступает основным каналом распространения наркотической субкультуры. Далее следуют СМИ — «статьи про наркотики и наркоманов» и «телепередачи про наркотики и наркоманов», которые, по нашему мнению, также являются эффективным инструментом распространения не только антинаркотической информации, но и аддиктивной субкультуры. Музыкальная, а также кино- и видеоиндустрия являются достаточно частыми источниками распространения элементов наркотической субкультуры — «фильмы про наркотики и наркоманов» и «песни с упоминанием употребления наркотиков» содержат, помимо «наркоманского» жаргона, ещё и готовые паттерны зависимого поведения, причём зачастую в позитивном контексте. К специальной литературе про наркотики, художественной литературе про наркотики и наркоманов, а также к интернет-ресурсам о наркотиках молодёжь обращается, как показал опрос, редко.
Таблица 3
Процентное распределение ответов на вопрос «как часто Вы слушаете/смотрите/читаете?» (% к ответившим)
Никогда | Редко | Часто | Регулярно | |
Анекдоты про наркоманов | 7,69 | 64,78 | 25,51 | 2,02 |
Фильмы про наркотики и наркоманов | 18,26 | 68,05 | 12,03 | 1,66 |
Песни с упоминанием употребления наркотиков | 33,89 | 54,81 | 10,88 | 0,42 |
Телепередачи про наркотики и наркоманов | 18,52 | 62,55 | 17,28 | 1,65 |
Статьи про наркотики и наркоманов | 25,0 | 56,67 | 18,33 | 0 |
Специальную литературу про наркотики | 58,23 | 38,4 | 3,38 | 0 |
Художественную литературу про наркотики и их употребление | 67,23 | 31,09 | 1,26 | 0,42 |
Интернет-ресурсы о наркотиках | 80,25 | 18,49 | 1,26 | 0 |
Рассказы друзей о потреблении наркотиков | 19,42 | 54,96 | 23,14 | 2,48 |
Таким образом, рассматривая распространение наркотической субкультуры среди молодёжи, можно отметить потенцирующее влияние молодёжной культуры на её распространение. Молодёжь в своем большинстве знакома с «наркоманским» жаргоном, но не является его носителем; оценивает употребление наркотиков как «не модное», однако чем «легче» наркотик, тем больше испытывает колебаний в своих оценках. Кроме того, мы выяснили, что неформальное общение выступает основным каналом распространения наркотической субкультуры, далее по частоте обращений следуют СМИ, музыкальная, а также кино- и видеоиндустрия.
Мы также изучили субъективное эмоциональное отношение к потребителям наркотиков, которое, по нашему мнению, качественно характеризует включённость в систему социальных связей с потребителями наркотиков.
Так, на вопрос «если Вы общаетесь с потребителями наркотиков, нравится ли Вам это?» большинство респондентов — 62,08% дали однозначно отрицательный ответ, 24,58% — «скорее не нравится, чем нравится», 9,58% дали нейтральные ответы, 3,33% — «скорее нравится, чем не нравится» и лишь 0,42% респондентов общение с наркоманами нравится. Причём параллельно следует учитывать, что 71,54% респондентов знакомы с людьми, употребляющими наркотики, а 52,57% попадали в ситуацию «употребления наркотиков». Подобная картина свидетельствует об эмоционально отрицательном отношении к потребителям наркотиков, ведь и предыдущие опросы показали, что харьковская молодёжь относится к потребителям наркотиков в основном отрицательно [1, с. 79]. Подобная картина, на наш взгляд, иллюстрирует некоторую амбивалентность распространения наркотической субкультуры — в целом декларируется принятие наркотической субкультуры как части молодёжной культуры на фоне субъективно негативного эмоционального отношения к самим наркоманам и проблеме наркотизма в целом. Эта ситуация, по нашему мнению, нуждается в дальнейшем углублённом изучении и будет детально рассмотрена по результатам общегородского мониторинга наркотической ситуации, проводимого в 2005 году.
Литература
Читайте также:
Адрес для переписки:
aserdyuk@mail.ru